Научные и систематические исследования психологического воздействия архитектуры

Психологическое воздействие архитектуры

Научные и систематические исследования психологического воздействия архитектуры до сих пор не проводились. На различных этапах архитектурного творчества и при разработке теоретических направлений решались некоторые стороны воздействия архитектуры произведения. Но до последнего времени делалось это случайно, на основе опыта отдельных архитекторов или небольших групп специалистов.

Наилучшим доказательством этому служит совершенно неподходящая терминология. Очень много говорилось о психологических функциях, о психологическом воздействии, о художественном восприятии и т. п. Но если мы захотим практически использовать эти термины, то увидим, что они всегда отражают только часть воздействия архитектурного произведения, а иногда они даже несостоятельны как действительно научные термины.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что функционализм, некоторые направления которого подчеркивали научный характер архитектуры, не ограничился только общей констатации психологических функций. Но ни один из авторов не сделал достаточно подробного анализа. Это по существу вызвано двумя причинами. В условиях капитализма архитектурная наука зависела исключительно от инициативы отдельных лиц либо от редких пожертвований на цели научного исследования. При таких обстоятельствах, естественно, не было достаточных средств для систематических и планомерных исследований, основанных на широком использовании законов научной психологии.

Другой причиной было то обстоятельство, что многие архитекторы того периода считали воздействие архитектурного произведения автоматическим результатом функционального решения, причем в этом решении самое большее учитывались лишь материальные факторы, а факторы технологии и эксплуатации при этом, как было указано в предыдущих главах, даже не были научно исследованы.

Вопрос психологического, художественного или идейного воздействия архитектуры многие функционалисты считали даже опасным для самого понятия функции. Такой вопрос для них звучал метафизически и они высказывали опасения, что анализ воздействия архитектуры на психику может привести к оживлению прежних эстетских и формалистических требований традиционных и академических школ, по отношению к которым функционалисты находились в крайней оппозиции.

Одно из направлений функционализма провозгласило архитектуру научным творчеством и полностью отвергло художественную сторону. Оно считало любые разговоры об эстетическом воздействии архитектурного произведения совершенно неприемлемыми и, более того, реакционными. Последователи научного функционализма с иронией отвергали даже труды Ле Корбюзье о принципах художественной композиции.

Группа функционалистов художественного направления, конечно, обращала большее внимание на художественную композицию, а некоторые стремились даже теоретически выразить ее принципы. Сюда относятся, например, тот же Ле Корбюзье, Андре Люрса; последнего, впрочем, нельзя считать только лишь функционалистом, поскольку в его творчестве наблюдаются бесспорные элементы реализма.

Функционалисты художественного направления исследовали эстетическое воздействие архитектуры только со стороны художественной композиции и таким образом необычайно сузили всю проблему.

Они, например, не заметили фактор идейного содержания, влияние которого неизменно чувствуется во всем произведении и в процессе формирования последнего, и при дальнейшем его воздействии. В пренебрежении всеми остальными элементами воздействия на психику таилась опасность односторонней композиционной «гармонии» архитектурного произведения, что вело к утрате комплексного подхода и могло вылиться в чистое эстетство.

Добавить комментарий