Факторы идейного содержания и архитектура

Перечисляя факторы, определяющие создание произведений архитектуры, автор уже отметил, что идейное содержание неизменно пронизывает всю материальную среду и вместе с материальными и политико-экономическими силами общества является основным детерминантом архитектурного произведения.

Возьмем, к примеру, строительство средневекового замка на недоступной скале в излучение реки. Оно, конечно, обусловлено прежде всего материальными интересами определенной общественно-экономической формации, но господствующая идеология данной формации также играет здесь свою роль. Влияние идеологии проявляется во всем, вплоть до мельчайших деталей; это влияние заметно в очертаниях плана, в выборе строительных форм, в оборудовании интерьера, в методах эксплуатации здания и в самом стиле жизни.

И если некоторые зодчие видят в архитектуре лишь отражение вещественных сил материально-экономической базы, то это их большое заблуждение. Разумеется, материальные силы в архитектурных произведениях отражены в полной мере, но наряду с ними широко представлены также идейно-политические факторы.

Такое отражение идеологии и духовных сил общества осуществляется отнюдь не автоматически или, скажем, инстинктивно, подсознательно, как это происходит, например, у муравьев или у птицы-ткача, но является результатом человеческого мышления.

Но, с другой стороны, ошибочны и мнения отдельных архитекторов, которые в недавнем прошлом считали, что идейное содержание нужно наглядно демонстрировать особыми средствами выразительности или даже исключительно применением скульптуры и живописи, дополняющих выразительность архитектурного произведения. К подобным мыслям приводила боязнь впасть в безыдейность и опасения перед возможностью невольного отхода к аполитичному техницизму.

Очевидно, здесь оказывали свое влияние, помимо других причин, некоторые подсознательные рефлексы. Техническое творчество и его специфические формы, напоминающие формы машин, вошли в нашу жизнь как одно из проявлений капиталистического строя и даже как одно из проявлений безыдейного техницизма. Отсюда на определенном этапе возникало впечатление, что эти средства выразительности социалистическая архитектура использовать не может.

Но сейчас, когда в социалистических государствах поднимается новая волна промышленной революции, когда наука и техника стран социализма начинают занимать лидирующее положение, они уже сами по себе получают такую идейную силу, что им не нужны дополнительные средства выразительности.

Однако в период великих исторических перемен архитекторам и проектировщикам нелегко сразу постичь дух времени до такой степени, чтобы их произведения точно соответствовали потребностям общества. Особенно трудно добиться этого в градостроительстве. В самом деле, здесь возникают такие жилые пространства, которые рассчитаны на длительное существование. И задача архитектора здесь не только наиболее трудная, но и наиболее ответственная.

В облике многих городов Чехословакии слишком сильно отразилось влияние капиталистической анархии; последняя действовала на градостроительство как страшная разлагающая сила. Прежняя ясно выраженная соподчиненность, когда храмы и замки своими массивами и своими башнями возвышались над городами, эта прежняя иерархия городских ансамблей была разрушена. Световые рекламы, призывающие покупать ботинки, пуговицы или бусы, приглушили воздействие прежних композиционных центров. В силуэтах городов водонапорные башни и газгольдеры начинают соперничать с куполами музеев, а дымящие трубы – с памятниками на возвышенностях.

В этом отношении поучительна панорама Праги, даже если ограничиться старой частью города, лежащей в котловине. Силуэт города на левом берегу еще сохраняет прежнее главенствующее значение, а кремль (Пражский Град) и в наши дни остается правительственной резиденцией. Лишь массив многоэтажных доходных домов на Смихове создает каменный барьер, закрывающий прибрежные виды. Но правый берег старой части города, расположенный в котловине, наглядно иллюстрирует тот погром, который был учинен над прежней иерархией городской панорамы.

Дворцы и храмы старого города с их башнями утонули среди высоких жилых домов, которые за последние сто лет выросли с двух-трех этажных зданий до зданий в пять – семь этажей. В этой массе затерялась и пластичность рельефа местности с рядом важных холмов, таких, как Витков или Вышеград. Национальный памятник на Виткове при обозрении его с большого расстояния теряется среди множества заурядных построек, тогда как значению Вышеграда совершенно не соответствуют башни возведенного там католического костела (в псевдоготическим стиле).

Мы видим, что прежняя иерархия композиционных центров стерлась и что даже те, которые до настоящего времени имеют реальное идейное значение, например, Вышеград и Витков, совершенно лишены выразительности. Перед чешскими градостроителями стоит очень большая задача – дополнить пражскую панораму новыми композиционными центрами, которые бы уравновесили воздействие Градчан. Наиболее выгодным местом для новых доминирующих над окрестностью зданий служит вершина Риегровых садов, а также вершины других возвышенностей пражского района Винограды.

Дальнейшее развитие города, конечно, само определит необходимую смысловую окраску будущих зданий, которые отражали бы эпоху социализма. Этими зданиями могут быть, например, новое здание Чехословацкого комитета сторонников мира или здание Всемирного Совета Мира, а также новые здания учебных заведений и научно-исследовательских институтов с их обсерваториями и посадочными площадками для вертолетов и, наконец, некоторые промышленные сооружения, чистые и незаконченные, без дымящих заводских труб, некогда бывших неотъемлемым элементом производства. Такие сооружения будут приводиться в действие энергией атома, их рабочие площади и цеха приобретут новый, жилой характер и сооружения эти станут настоящими композиционными центрами городов коммунистического будущего.

Не меньшей будет задача вернуть Вышеграду и горе Витков доминирующий над местностью характер и тем самым повысить их идейное значение.

Этой проблематикой панорамы города Праги автор попытался пояснить в самой общей форме смысл идейного содержания в градостроительстве. А если мы будем понимать воздействие этого фактора в больших ансамблях, в панорамах городов и естественных пейзажах, то оно станет для нас ясным и в деталях нашей жилой среды.

Добавить комментарий