Влияние эксплуатации сооружения на его архитектуру

Для понятия «эксплуатация» не существует единого международного определения.

Для уточнения понятия эксплуатации нам, естественно, придется рассмотреть его социальные корни. Эксплуатация является прямым следствием производственных отношений. Эксплуатационный процесс отражает любое взаимодействие внутри общества, основанное на производственных отношениях. Сюда относятся и действия в процессе отдыха, культурная жизнь, спортивная и т. п.

Характеризуя эксплуатационный процесс, особенно следует подчеркнуть, что он является регулярным действием.

Если наблюдать жизнь всего общества в целом, то нетрудно заметить в ней наряду с регулярными немало таких случайных процессов, которые, конечно, нельзя считать эксплуатационными. Если, например, человек бродит по лугам в случайных направлениях, привлеченный то красивым пейзажем, то яркой окраской какого-нибудь цветка, и поводом к перемене направления его прогулки служат подобные впечатления, тогда его действия, понятно, нельзя назвать эксплуатационными. Нельзя считать эксплуатацией и неожиданные действия, обычно связанные с неполадками, авариями и травмами, или вообще действия, выходящие за рамки каких-либо правил. Тем не менее к эксплуатационным правилам относится предупреждение таких неполадок и их сознательная ликвидация, а если возможно, то и учет.

Когда мы говорим о регулярности процесса эксплуатации, мы имеем в виду прежде всего его регулярность во времени, его повторяемость и его ритм.

Конечно, такую регулярность нельзя понимать дословно. Степень регулярности у разных видов эксплуатации может быть различной, да и внутри самого регулярного процесса могут иметь место случайные действия.

Ярко выраженная регулярность эксплуатации наблюдается у машин, движения которых точно определены во времени и в пространстве. Такой же точной, хотя далеко не автоматической, является регулярность действий человека, связанных с работой машин. В цехах, где применяется широкое разделение труда и осуществлен научный подход к управлению производством, эксплуатационный процесс настолько регулярен и с такой точностью повторяется в одинаковые отрезки времени и в тех же пространственных каналах, что весь этот эксплуатационный процесс может быть нормирован.

Иное дело – эксплуатация квартиры, больницы, стадиона, улицы и т. п. В данном случае на первый взгляд может показаться, что здесь преобладают случайные движения. Пешеходы на улице не идут в строю по точно обозначенным путям, не делают точно нормированных движений. Они останавливаются у витрин, обходят друг друга, возвращаются и т. п. Также и автомобили имеют разную скорость, разные габариты, не ездят по точно обозначенной колее, останавливаются у – тротуаров и т. д.

Несмотря на всякие случайности в уличном движении, оно тем не менее подчинено правилам. Прежде всего это, разумеется, два противоположных транспортных направления, соединяющих определенные цели на городской территории; это транспортные полосы, число и ширина которых определяются видом транспорта и интенсивностью его движения. Также и ширина тротуаров не может иметь любые размеры. Она более или менее соответствует величине пешеходного движения. Остановки, переходы, перекрестки, сигнальные знаки, стоянки машин созданы и оформлены с учетом эксплуатационных действий.

Поэтому можно считать, что в городском движении также господствует определенная регулярность и что произвольные, на первый взгляд, движения должны происходить в рамках такой регулярности.

И если о работе станков или вообще о работе, нормированной во времени, мы могли говорить как об аналитическом регулярном процессе, регулярность уличного движения, можно сказать, имеет ограниченный характер. Такая ограниченная регулярность преобладает там, где нормирование движения было бы излишним и бессмысленным, например в квартире, школе, концертном зале, короче говоря, в основном в потребительской эксплуатации (в отличие от производственной или транспортной). Ограниченная регулярность также имеет свои законы и принципы, от которых непосредственно зависит компоновка и формирование пространства.

Как было отмечено выше, регулярность эксплуатации заключается прежде всего в ее повторяемости. Этим также процесс эксплуатации отличается от процесса развития, хотя оба они имеют регулярный характер.

Вещи и живые существа в процессе развития изменяют свою форму, например ребенок растет, станок совершенствуется, дом строится, надстраивается, к нему делаются пристройки, улицы расширяются, плотность населения возрастает или уменьшается и т. п. В этих процессах развития ничто не повторяется снова. Каждая фаза – иная, но общими законами развития она связана с предшествующей и последующей фазами.

Процесс развития можно поэтому считать непрерывным, хотя он и имеет свои законы изменения во времени.

Напротив, в эксплуатационном процессе, хотя он также происходит во времени и пространстве, наблюдается относительное постоянство системы периодически повторяющихся движений. Рабочие и служащие ежедневно отправляются на работу, в одно и то же время, той же дорогой, на тех же транспортных средствах. Человек идет из спальни в ванную комнату и этот путь он повторяет ежедневно; хозяйка готовит обед и подает его на стол, моет посуду и вообще производит такие действия, которые могут повторяться несколько раз в день в тождественной или почти тождественной форме.

В то время как случайное движение планированию не поддается, наоборот, процессы развития и эксплуатации могут быть организованы и спланированы.

Однако планирование процесса развития приобретает иные формы, чем процессы эксплуатации. Процесс развития можно планировать, изучая его предпосылки, а также возможности создания таких предпосылок. С большей или меньшей правдоподобностью всегда можно предсказать, что создание этих предпосылок приведет к желательному направлению развития. Свою оценку мы подкрепляем статистическими фактами, сведениями о их тенденциях к изменению, известными нам аналогичными случаями из истории и, наконец, логическими рассуждениями на основе диалектического метода. Но мы лишены возможности повторить планируемое развитие в опытном порядке для получения соответствующих данных и дальнейшего улучшения процесса развития.

Напротив, эксплуатация дает возможность накапливать знания в экспериментальном порядке хотя бы уже тем, что процесс эксплуатации повторяется на наших глазах, может быть повторно наблюдаем и его можно изучать с секундомером в руках, сфотографировать, снять на кинопленку, а затем проанализировать.

Организацию и планирование эксплуатационного процесса можно изменять и постоянно совершенствовать. Поэтому эксплуатация предоставляет необычайно широкое поле для систематического изучения и научного исследования. Подобное исследование эксплуатации сегодня просто необходимо для архитектурного проектирования.

Добавить комментарий