Громадный спрос на квартиры

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Громадный спрос на квартиры, который особенно возрастает при социализме, свидетельствует о том, что именно при новых социальных отношениях увеличение потребности в строительстве не только не приостанавливается, но, наоборот, растет скачкообразно. Существующих естественных строительных материалов для решения этих задач оказывается недостаточно и необходимо искать другое, новое сырье, более эффективное в отношении механических и изоляционных свойств, а также более экономичное. Несомненно, в будущем полностью откажутся от применения традиционных природных материалов. При этом, конечно, очень сильно изменится облик зданий, появится много новых форм и конструкций.

Если процесс развития архитектурно-строительного дела наблюдать лишь с точки зрения технологии, то можно сделать вывод о неизбежности возникновения непримиримых противоречий между строительными формами будущего и традиционными строительными формами. Исходя из этого, можно предположить, что человек, открывший новые и необычные формы и конструкции, не будет ценить достоинства традиционной архитектуры, что он будет применять лишь формы своего времени вне зависимости от форм прошлого, чему дает пример история с ее неоднократным обособленным применением разных стилей в отрыве от предшествующих культур.

Однако цель этой работы – показать необходимость комплексного анализа, но отнюдь не частного, имеющего отрывочный характер. И опять же мы здесь должны опираться на основной фактор общего развития производительных сил.

Дальнейшее гигантское развитие строительной технологии не будет изолированным явлением, а будет тесно связано с широким развитием всей индустрии. Такое всеобщее развитие производства, естественно, связано со значительным развитием науки. Меняется и сам человек, растут его общие знания и знание истории, возрастают и становятся более многогранными его требования, не только материальные, но и духовные. Поэтому невозможно себе представить, чтобы человек будущего социалистического общества мог довольствоваться только одной стороной цивилизации и был ослеплен индустриальными, техническими сторонами формообразования.

Мы не всегда учитываем, что наряду с эпохальным развитием технических наук получила сильное развитие и историческая наука. За всю свою историю человек никогда так не понимал своего прошлого, как человек наших дней. Это неизбежно отражается и на его творчестве.

В произведениях киноискусства, в полотнах художников, да и в самой одежде человека постоянно появляются реминисценции минувших десятилетий и даже столетий. Здесь не имеются в виду исключительно те произведения, которые отражают исторические темы. Реминисценция проявляется также в заимствовании форм. (В качестве примера можно привести прерафаэлитов или тех современных художников, в творчестве которых заметны отдаленные отголоски периода раннего ренессанса; можно указать и на современную одежду, поскольку в ней наблюдается возврат к формам конца XIX в.) И уж, конечно, нет поводов к тому, чтобы архитектура была исключением на фоне остального творчества.

Однако если в ней наблюдаются отголоски былой архитектуры, то эта реминисценция не может быть бездушным историзмом или механическим эклектизмом, а тем более таким культом элементов архитектуры прошлого, который полностью подавляет возникновение новых форм и новых композиционных принципов.

В комплексной архитектуре все должно быть объединено синтетически: будущее с настоящим и прошлым, международные ценности цивилизации с национальными достоинствами природной и градостроительной среды.

При этом материальные факторы технологии являются ценным источником новых форм и композиционных возможностей, которые обогащают проектирование. Но вместе с тем они не представляют собой единственные и всемогущие детерминанты.

Добавить комментарий